Статьи

Оптимизация учебно-тренировочного процесса, с целью всестороннего гармоничного развития человека, призвана приносить радость и удовольствие от занятий физической культурой и спортом. Но часто на обучение физическим приемам отводится больше времени, чем психологическим.

Занимающийся физической культурой и спортом, молодой человек мало привлекает на помощь такое мощное орудие человеческой психики, как самовнушение, которое существенно увеличивает эффект воздействия упражнения. Выполнение физических упражнений необходимо наполнить активной работой сознания, мысли и чувства, чтобы занятия способствовали развитию не только физических, но и духовных качеств.

Занимаясь физическими упражнениями, мало задумываются над тем, насколько полно включена в этот процесс психика и в какой степени используются ее возможности. И совершенно напрасно.

Вот простое задание: сгибание и разгибание рук в упоре лежа максимальное количество раз. Что при этом происходит? Обычно начинают отжиматься до тех пор, пока не иссякнут силы, особенно не задумываясь над тем, что делают. Но если то же  задание проделать со специальной психологической настройкой, то реально показать более высокий результат. Для этого встать в удобную стойку: ноги чуть шире плеч, руки опущены, глаза закрыты. Постараться расслабиться и отключиться от внешнего мира. Мысленно просмотреть свои руки от пальцев до плеч и обратно, стараясь ощутить каждую мышцу. Так же мысленно (идеомоторно) отжаться, пытаясь прочувствовать темп движения и напряжение мышц, которое бывает при реальном отжимании. Затем открыть глаза и сильно выдохнуть. Одновременно с медленным вдохом через нос согнуть руки в локтях, напрягая мышцы рук и туловища, говоря себе, что мышцы наливаются упругой силой, «вслушиваясь» в возникающее чувство, с целью отчетливого ощущения прилива сил и энергии. После этого приступить к выполнению задания.

Результат будет лучше, хотя и ненамного. С помощью психорегуляции удалось повысить уровень эмоционального возбуждения, а вместе с ним и тонус нервно-мышечной системы, а значит и работоспособность всего организма. А если к этому прибавить умение «включать» и «выключать» разные подгруппы мышц в процессе выполнения упражнения, терпение, способность абстрагироваться от нарастающего утомления и боли в руках при длительном отжимании, то успех будет удивительным. Поверьте, с этого эксперимента я начинал и довольно успешно. Продолжил в гиревом спорте, добившись высоких результатов. Для себя такой метод саморегуляции я бы назвал динамической медитацией. Понятие достаточно общеизвестное.

По мнению известного психолога П.А. Рудика, преодоление определенным волевым усилием инертность двигательных центров в коре головного мозга, можно при условии овладения техникой данного вида физических упражнений. Когда в процессе тренировки спортсмен овладевает техническими приемами выполнения данного упражнения, он вначале затрачивает значительные, а нередко и очень большие волевые усилия на концентрацию нервных возбуждений и их координацию друг с другом. Однако при повторениях упражнений образуется динамический стереотип, позволяющий выполнять их уже с меньшим напряжением.

Также, при непосредственной психологической подготовке необходимо установить оптимальное время сосредоточения внимания, закрепить его во время тренировок, создав все тот же определенный динамический стереотип.

Итак. Абстрагироваться (от объективных и субъективных ощущений) в процессе выполнения физического задания, то ли это будут отжимания, многократный подъем гирь, бег или другого рода циклические упражнения, ощутить себя на короткое время бесстрастным наблюдателем со стороны и есть динамическая медитация. Научиться ей непросто. В первую очередь необходимо научиться получать удовольствие от самого процесса выполнения физических упражнений, почувствовать ту самую мышечную радость, которая хорошо знакома многим спортсменам и физкультурникам.

Путь к динамической медитации проходит только через многократное повторение упражнения, а значит через волевые усилия к самопознанию и самоисследованию. Такие методы психорегуляции помогают развитию и совершенствованию ценных психических качеств (воображения, памяти, внимания, воли, саморегуляции др.) одновременно с физическими, что позволяет экономить время. Что само по себе ценно.         

Мальков А.П., МСМК, доцент
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия   

ЛИТЕРАТУРА
1. Психология/под ред. П.А. Рудика. – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1974.– С. 452 – 453. 
2. Психология физического воспитания и спорта/Н.П. Гуменюк, В.В. Клименко. – К.: Вища школа, Головное издательство, 1985. – 311 с.
3. Психофизиология физического воспитания/Ильин Е.П. – М.: 1980.
4. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности/Ильин Е.П. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.
5. Мотивация спортивной деятельности/Пилоян Р.А. – М., 1984. – С. 24 – 45.

Вернуться к списку статей

.