Статьи

В современном обществе улучшение материального благополучия и условий жизни привели к снижению двигательной активности большей части населения. Нервно-эмоциональные нагрузки, малоподвижный труд, ухудшение экологической обстановки ведут к ослаблению защитных сил организма и появлению хронического стресса.
Проблему оздоровления общества невозможно решить лишь медицинскими и социальными мероприятиями, направленными преимущественно на лечение уже больных людей или улучшение среды обитания, но не на их воспитание.


Особенно остро эта проблема обращает на себя внимание в учебных заведениях, где в составе учебных групп мы встречаем студентов с астрономически разным уровнем двигательной подготовленности: от инвалидов по состоянию здоровья до мастеров спорта. Поэтому наиболее оправданным является путь усиления адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, гармоническое развитие личности посредством регулярных занятий физической культурой и спортом, закаливание, то есть здоровый образ жизни.
Семь лет назад в БГТУ им. В. Г. Шухова была создана секция гиревого спорта. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что удалось не только сформировать правильную мотивацию у многих студентов к тренировочным занятиям гиревым спортом, к здоровому образу жизни, но и достичь им определенных успехов на высоком, спортивном поприще.
Организовать занятия гиревым спортом не сложно, что позволяет простыми и доступными средствами решать целый комплекс задач, воспитывать, как физические, так и морально-волевые качества.
Давайте рассмотрим, что же такое гиря. По сути это спортзал в ладони. Пушечное ядро с рукояткой. Гири прекрасно строят общую физическую форму, многофункциональную силу, мощность, гибкость и эффективно сжигает жир без всякой аэробики. Что, кстати, в первую очередь и привлекает "слабую" женскую половину человечества к занятиям гиревым спортом, в частности - рывковым упражнениям. Всего этого можно достичь лишь за 2 - 3 тренировки в неделю с этим компактным и практически неразрушимым снарядом, который можно использовать везде. В отличие от других снарядов, гири строят силу разнопланово и под разными углами при экстремально широкой амплитуде.
Бытует мнение, что занятия с тяжестями "закрепощают" мышцы, ограничивая координационные возможности, гибкость и подвижность в суставах. Как показывает практика, подобные высказывания характерны для людей, имеющих отдаленные представления об упражнениях с тяжестями. Они справедливы лишь в том случае, когда спортсмен использует только одни средства развития - отягощения. Но такой подход к занятиям встречается только у любителей, не имеющих возможность заниматься под руководством опытного наставника.
Часто гиревиков называют "минималистами" - это те, кто получает максимальный результат в достижении высоких физических качеств при минимуме упражнений. Так махи гирями вместе с различными подъемами с груди представляют отличную программу для тех минималистов, которые хотят быть готовыми ко всем жизненным сюрпризам и иметь атлетическую фигуру, широкие плечи, развитую грудь, мощнейшие мышцы спины, выносливые руки, крепкие предплечья, прорисованную середину корпуса и сильные ноги без намека на приседания.
Уникальное строение гири: дужка, удаленная от центра тяжести, добавляет гире вариативности во всех упражнениях. Расположение дужки позволяет перебрасывать гирю из одной руки в другую, строит динамическую силу и повышает стойкость организма к травмам.
Особенно важен факт формирования общей выносливости. Известно, что реакция миокарда на нагрузки выражается в брадикардии, и чем выше степень развития выносливости, тем сильней выражена брадикардия. Так, у спортсменов - гиревиков ЧСС в покое составляет менее 60 ударов в минуту, что соответствует группе видов спорта, тренирующих выносливость.
Гиревики регулярно применяют кроссы 10 - 12 км в периоде общефизической подготовки, а контрольные нормативы в беге на 3 км позволяют судить о способности к высокоинтенсивной работе в течение 10 - 12 минут.
Есть все основания утверждать о преимуществе диафрагмального дыхания в гиревом спорте и об увеличении при этом аэробной доли в энергообеспечении физической работы при выполнении упражнений.
За семь лет существования секции гиревого спорта у многих тренирующихся студентов улучшилась работа сердечно-сосудистой системы, они стали выносливее именно благодаря баллистическим упражнения с гирями, таким как подъем гирь на грудь, толчок, а также рывок. Эти упражнения учат тело действовать как единое целое, поднимая выносливостной тренинг на новый уровень.
Кроме профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, укрепления мышечного тонуса позвоночника, тренинги с гирями (как сказано выше) имеют жиросжигающий эффект.
И конечно в процессе занятий гиревым спортом формируются такие морально - волевые качества, как терпение, целеустремленность, настойчивость.
Итак, гиревой спорт, как и все виды спорта зоны большой относительной мощности, характеризуется высокой работоспособностью, выносливостью, напряженностью функциональных систем близкой к максимальной, длительной работой в условиях значительного закисления организма.
Опыт занятий с гирями показывает, что упражнения с отягощениями не препятствуют развитию координационных способностей, а способствует их развитию. Главное, необходимо своевременно учитывать данные самоконтроля и самочувствия самого спортсмена и данные врачебно - педагогического наблюдения. Своевременно корректировать систему восстановления и нагрузки, исключить вредные привычки.
Сохранение здоровья - самая важная задача при достижении высоких спортивных результатов.
А профессионально - прикладная направленность гиревого спорта в повседневной жизни человека позволяет сделать вывод о высокой эффективности тренировочных занятий в процессе физического воспитания студентов вузов.

Список литературы

1. Всероссийская федерация гиревого спорта. Гиревой спорт. Справочник - календарь, 2005 г. - 42 с.
2. Гиревой спорт / Авт. - сост. А. М. Горбов. - М: АСТ; Г 51 Донецк: Сталкер, 2005 г. - 191 с.
3. Борисевич С. А., Толстов С. Б. Теоретические аспекты построения тренировки спортсменов - гиревиков: Учебно - методическое пособие. / ТГСХА. - Тюмень, 2005 г. - 40 с.

Мальков А. П., доцент, МСМК
Белгородский государственный
технологический университет
им. В. Г. Шухова

Вернуться к списку статей